подписка на рассылку

Капстроительство

Элкопласт-Укр



ООО «Торговый Дом Спецтехника»

Форвард-А

 ROZZI

Элкопласт-УКР

 МАКСИ Экскаватор Ру  


  
 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

Строительная техника

 

 

КАМАЗ

Назад к списку заводов

Aвтомобили этой торговой марки продолжают оставаться в Украине одними из самых востребованных – в структуре продаж прошлого года доля грузовиков на отечественном рынке составила 30,4%.

К середине 60-х годов 20-го века экономике СССР стало не хватать парка грузовых автомобилей. Требовались совершенно новые грузовики – комфортабельные, мощные, универсальные, способные эффективно эксплуатироваться в любых климатических и дорожных условиях и заполнить нишу автомобилей грузоподъемностью от 8 до 20 т.

В середине 1969 г. было принято Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о строительстве комплекса заводов по производству большегрузных автомобилей в Набережных Челнах. По своему географическому положению Набережные Челны находились в самом центре бывшего Союза, судоходные реки Кама и Волга и близость железной дороги решали все проблемы с обеспечением строительными материалами, сырьем, оборудованием, комплектующими, а в будущем – транспортировкой грузовиков потребителям. Наличие в регионе крупнейшей строительной организации «Камгэсэнергострой» позволяло создать все условия для завершения строительства плотины и гидроэлектростанции мощностью около полутора миллионов киловатт-часов, возведения заводских корпусов и жилья для будущих автомобилестроителей.

Камский автомобильный завод (КамАЗ) стал одной из советских строек века.

И уже 16 февраля 1976 года с главного сборочного конвейера автомобильного завода сошел первый камский грузовик. Правительство СССР утвердило генеральную схему управления автомобильной промышленностью. Согласно этой схеме Камский автомобильный завод получил статус производственного объединения и стал подчиняться непосредственно Минавтопрому СССР, минуя все главки.

Перспективная программа производства основывалась на унифицированных 3-осных дизельных шасси 6x4 с кабиной над двигателем и нагрузкой на ось не более 6 т, на которых предполагалось выпускать обширную гамму бортовых грузовиков, самосвалов и седельных тягачей, рассчитанных для работы на дорогах любых категорий во всех климатических зонах страны. Все семейство создавалось с чистого листа на Московском и Минском автозаводах (ЗИЛ и МАЗ), а двигатели разрабатывали на Ярославском моторном заводе (ЯМЗ).

Для новых машин был создан экономичный 4-тактный дизель КамАЗ-740 V8 рабочим объемом 10852 см3 (диаметр цилиндра и ход поршня – 120x120 мм) с объемно-пленочным смесеобразованием и тороидальными камерами сгорания. В базовом варианте он развивал 210 л.с., но в дальнейшем предполагалось расширить рамки мощности от 180 до 360 л.с. На автомобилях применялись пневматический усилитель привода 2-дискового сцепления, 5-ступенчатая коробка передач с синхронизаторами на четырех высших ступенях и 2-диапазонным делителем, межосевой блокируемый дифференциал, встроенный в проходную главную передачу среднего моста.

Выпуск 16 февраля 1976 г., в канун XXV съезда КПСС, первых грузовых автомобилей марки КамАЗ представлял собой заметное достижение советской автомобильной техники. В 1976-78 гг. программа включала только три базовые модели: грузовой автомобиль КамАЗ-5320 с бортовой платформой полной массой 15,3 т и грузоподъемностью 8 т, 10-тонный строительный самосвал с задней разгрузкой КамАЗ-5511 полной массой 18,9 т и седельный тягач КамАЗ-5410 для работы в составе автопоезда полной массой 26 т.

В последующие годы появились бортовой 10-тонный грузовик КамАЗ 53212 полной массой 18,4 т с колесной базой, увеличенной с 3190 до 3690 мм, шасси 53211 и 53213 для специального оборудования массой до 11 т, сельскохозяйственный 7-тонный самосвал 55102 с боковой разгрузкой и седельный тягач 54112 для 33-тонного автопоезда. Первые годы 43% объема производства составляли самосвалы с кузовом Нефтекамского завода (НефАЗ). На бортовые варианты приходилось 27% производства и 20% ~ на седельные тягачи с 10-ступенчатой коробкой и кабиной со спальным местом.

С вводом в 1981 г. второй очереди Камского автомобильного завода (КамАЗ) началось изготовление 6-тонной серии грузовиков КамАЗ 4310 (6x6) с постоянным приводом на все колеса с односкатными шинами.

К середине 80-х гг. промышленный комплекс в Набережных Челнах, переименованных на короткое время в город Брежнев, заработал более ритмично. В октябре 1988 г. с его конвейера сошел 1-миллионный грузовик. Но, оказалось, что эти автомобили имеют спрос практически только внутри страны. Надежды на крупные поставки в развитые страны, в которых разрешались повышенные осевые нагрузки, не оправдались. С началом перестройки и появлением на российском рынке импортных грузовиков положение еще более осложнилось. Окончательно выяснилось, что отечественные КамАЗы не способны с ними конкурировать, и иностранные грузовики стали постепенно теснить их в собственной стране. Это заставило завод взяться за создание второго поколения, начало выпуска которого приходится на 1988-90 гг.

На обновленных грузовиках Камского автомобильного завода (КамАЗ) стали применять собственные двигатели с турбонадцувом, а также импортные силовые агрегаты и комплектующие. Одновременно были разработаны более комфортабельные варианты прежних кабин с повышенным на 120 мм расположением крыши и внешними аэродинамическими элементами.

Главным событием этого периода считается внедрение 2-осного семейства с колесной формулой 4x2, разработанного под руководством главного конструктора Р. А. Азаматова. Оно было унифицировано с 3-осными машинами и выпускалось с 1989 г. небольшими партиями. Новая гамма включала бортовые грузовики 5315 и 5325 грузоподъемностью 8,5 и 11,3 т и полной массой 16~19 т, а также седельные тягачи 5415 и 5425 для автопоездов полной массой до 34 т. Наиболее удачными на тот момент считались модернизированные полноприводные 3-осные грузовики 43101 и 43106 с дизелем КамАЗ-740.10 мощностью 220 л.с.

С переходом к рыночным отношениям Камский автомобильный завод (КамАЗ) был приватизирован и 23 августа 1990 г. стал акционерным обществом. Так начался самый трудный период в короткой истории КамАЗа, когда он не раз стоял на грани банкротства. К огромным техническим, сбытовым и финансовым проблемам добавился гигантский пожар 14-15 апреля 1993 г. в моторном отделении Камского автомобильного завода (КамАЗа). Ущерб составил $150 млн. Временно остановилось производство ряда моделей, а некоторые стали комплектовать дизелями Камминс, которые вскоре заменили двигателями Ярославского моторного завода и предприятия «Барнаултрансмаш». Если в 1991 г. Камский автомобильный завод (КамАЗ) изготовил 102 тыс. шасси, то в год пожара лишь 57 тыс., а в 1995 г. – всего 21 тыс. автомобилей.

Третье поколение КамАЗов, выпускающееся с 1995 г., вновь базировалось на модернизированных вариантах самых первых серий 6x4. Среди них были 11-тонный бортовой автомобиль 53215, седельный тягач 54115 для 36-тонного автопоезда, самосвал 55111.02 с кузовом емкостью 6,6 м3, длиннобазное шасси 53229 с полезной нагрузкой 17 т и шасси 5513 для бетоносмесителей и сменных кузовов.

С 1996 г. на его базе выпускается самосвал 6540 грузоподъемностью 18,5 т.

Наиболее оригинальные машины созданы на КамАЗе для участия в межконтинентальных марафонах Париж-Дакар, Париж-Москва-Пекин и Мастер-ралли. Из них в 90-е гг. самый громкий успех сопутствовал автомобилям 49251 и 49252 (4x4), которые превзошли многие зарубежные аналоги и неоднократно побеждали в престижных соревнованиях вплоть до 2001 г. На них установлены отечественные дизели V8 мощностью от 280 до 830 л.с. и импортные 16-сгупенчатые коробки передач с дистанционным управлением. Такие автомобили полной массой 14 т способны развивать по бездорожью или пескам максимальную скорость 180 км/ч.

Во второй половине 90-х гг., когда спрос на КамАЗы резко уменьшился, на заводе активно взялись за создание опытных образцов и небольших партий перспективных машин с преимущественно импортными агрегатами. При этом особое внимание уделяется магистральным седельным тягачам, соответствующим международному уровню. В 1995 г. Камский автомобильный завод представил тягач 54112М (6x4) для международных перевозок с рядным 6-цилиндровым дизелем Камминс (269 л.с.) и 9-ступенчатой коробкой передач (Eaton). Допустимая нагрузка на седло 12 т позволяет ему работать в составе автопоезда полной массой 34т.

Запланированных первоначально масштабов производства Камский автомобильный завод так и не достиг, хотя заложенный в него производственный потенциал удалось сохранить. Объем производства ОАО КамАЗ в 1997 г. составил всего 12765 автомобилей. В 1998 г. он снизился до рекордно малого значения в 3 300 машин, вновь поставив завод на грань банкротства. Тем не менее, преодолев трудности, уже в 2000 году Камский автомобильный завод изготовил 23,5 тыс. автомобилей, создавая хорошую перспективу на будущее.

Список техники, производимой компанией, здесь.

разместить рекламу


Дресста



Аларит Пром

MEKA

Форте Груп Лтд

Корт Киев

Авиа Буд Сервис