подписка на рассылку

Капстроительство

КоммунТех

ДорТехЭкспо

ЕвроСтройЭкспо

MiningWorld Russia

Элкопласт-Укр

ООО «Торговый Дом Спецтехника»

Форвард-А

 ROZZI

Элкопласт-УКР

 МАКСИ Экскаватор Ру  

 

Минитехника в России.

 

  

 

 

 

 

 

 

 


 

 

Строительная техника

 

 

В поисках компромисса

Назад к списку статей

Экономический кризис вносит свои коррективы и в развитие рынка стройтехники. У строительных компаний остро встал вопрос нехватки оборотных средств, объемы возведения объектов практически во всех сферах (и жилье, и коммерческая недвижимость, и строительство дорог, мостов, объектов инфраструктуры) существенно снижены, а техника, зачастую приобретенная в кредит или лизинг, вынуждена простаивать. Многие компании не могут вовремя рассчитываться с лизинговыми компаниями. А те в свою очередь – с банками.
Лизинговые компании вынуждены или изымать технику, предоставленную в лизинг, или, не желая ввязываться в реализацию возвращенного имущества, спрос на который сегодня практически равен нулю,  искать новые методы работы с лизингополучателями.
Как складываются сегодня отношения между банками, лизинговыми компаниями, производителями, поставщиками и заказчиками строительной техники? Об этом и многом другом – в интервью с Юрием Луцивым, первым заместителем директора ООО «КрАЗ Лизинг». Юрий Луцив

В докризисный период многие строительные предприятия активно обновляли свои парки техники, используя кредиты или услуги лизинговых компаний. В настоящее время многие из заказчиков оказались не способными выплачивать по кредитам и лизингу.  В то же время компании, предоставляющие технику в лизинг, также оказались заложниками этой ситуации. Какие схемы работы сегодня  существуют между лизинговыми компаниями, банками и заказчиками техники?
Экономический кризис в январе-феврале 2009 года значительно обострился для всех участников финансового рынка Украины, производителей, простых граждан. Конец 2008 года и январь 2009 года все прожили по инерции, за счет потенциальных резервов и так далее. Уже в январе текущего года существенно снизились платежи лизингополучателей перед лизингодателями, а те в свою очередь уменьшили расчеты с банками-кредиторами. В феврале неплатежи увеличивались в геометрической прогрессии. Лизингополучатели по собственной инициативе начали обращаться к лизинговым компаниям с просьбой предоставить отсрочку лизинговых платежей на три-шесть месяцев или вернуть предмет лизинга. В частности, в нашу лизинговую компанию с предложением об отсрочке платежей обратилось более 50% лизингополучателей.
Мы, в свою очередь, обратились к нашим банкам-партнерам, в частности, ОАО «Банк «Финансы и Кредит», «Укрэксимбанк» и другим. Хочу поблагодарить руководство этих банков, которое с пониманием отнеслось к нашим предложениям и пошло нам, а значит, и лизингополучателям, навстречу. Мы общими усилиями разработали для каждого отдельного лизингополучателя программу поддержки лизингополучателей. Это и отсрочка возвращения кредитов, а значит, и лизинговых платежей, на срок от трех до 6 месяцев с пролонгацией договоров, это и перекредитование валютных кредитов в гривневые на взаимовыгодных условиях и многое другое.
Мы понимаем, что лизингополучатель не оплачивает платежи потому, что практически приостановлена работа всех основных отраслей промышленности – строительство, дорожное строительство, металлургия, производство строительных материалов и т.д. Грузовые автомобили, спецтехника сегодня практически не используется, а значит, спроса ни на новую, ни на бывшую в использовании технику, практически нет.
Сейчас мы работаем с каждым лизингополучателем персонально по каждому предмету лизинга. В первую очередь лизингополучатель обязан доказать, что, начиная с определенного периода, он сможет обеспечить оплату лизинговых платежей. Как доказательство своей потенциальной платежеспособности они предоставляют копии договоров на проведение работ, акты сверки по поводу задолженности их дебиторов, и в первую очередь,– бюджета. Соответствующие службы нашей компании проверяют достоверность предоставленных документов, расчетов, после чего лизинговый комитет принимает соответствующее решение.

Изменились ли условия для лизингополучателей в связи с кризисом? На какие уступки лизингодатели готовы идти для заказчиков, в каких ситуациях?
Мы, как лизингодатели, заинтересованы в каждом своем клиенте, поэтому стараемся идти ему навстречу.
Используем, с согласия лизингополучателя, разные методы. Например, отсрочку оплаты лизинговых платежей в части погашения стоимости «тела» предмета лизинга до 6 месяцев, реструктуризацию задолженности, объединение отсрочки и реструктуризации, пролонгацию договора лизинга с сохранением суммы лизингового платежа.
Вместе с тем, требуем от лизингополучателей выполнить ряд требований, в частности,  временной остановки (консервации) машин и механизмов на время отсрочки оплаты лизинговых платежей. В основном это касается легковых автомобилей и незадействованных грузовых транспортных средств и спецтехники. А также требуем незначительного вознаграждения лизинговой компании в части погашения банковских процентов за кредит. На наш взгляд, отношения между лизинговой компанией и лизингополучателями, лизинговой компанией и банками должны быть партнерскими. Правда, из каждого правила есть исключения. Я имею в виду таких лизингополучателей, которые уже длительный срок не оплачивают лизинговые платежи. К таким «партнерам» мы, конечно, применяем различные санкции, вплоть до бесспорного изъятия предмета лизинга.

Что представляет собой процесс возврата техники? Были ли в вашей практике такие случаи?
Как  пример могу привести реальную ситуацию, правда, не называя компании. В начале 2008 года ООО «КрАЗ Лизинг» передала одной фирме 17 единиц грузовых автомобилей «Мерседес» и предоставила шестимесячную отсрочку лизингового платежа в части погашения «тела» предмета лизинга. До августа прошлого года фирма оплачивала лизинговые платежи более-менее регулярно. С августа начались серьезные проблемы. Проект, под который брали эти транспортные средства, не состоялся. У лизингополучателя начались финансовые проблемы, что привело к росту задолженности по лизинговым платежам. Увидев начало проблемы, мы предложили этой фирме вернуть пять грузовых автомобилей, которые мы в июле-августе передали в финансовый лизинг другим лизингополучателям. Другие автомобили фирма, к сожалению, отказалась добровольно передать, надеясь на новые заказы. Но вмешался экономический кризис, который практически загнал в безвыходное положение нашего клиента. Состоянием на 1 марта 2009 года задолженность по лизинговых платежам существенно превысила 2 млн. грн., мы провели с фирмой ряд переговоров на уровне руководства двух компаний и выставили следующие требования, которые фирма обязана выполнить.  Это – срочное погашение 50% задолженности, передача дополнительного недвижимого имущества под залог, предоставление документального подтверждения своей платежеспособности.
Только после этого мы будем готовы начать переговоры о реструктуризации остатка долга, внесении изменений в график очередных лизинговых платежей и так далее. Если фирма не выполнит взятые на себя обязательства к установленному сроку, компания «КрАЗ Лизинг», во-первых, передаст иск в хозяйственный суд на возмещение задолженности, штрафов,  причиненных убытков (только по предварительным расчетам эта сумма превысила 5 млн. грн.), а во-вторых, приступит к изъятию предмета лизинга.

Насколько украинское законодательство в этой сфере защищает всех участников этого рынка (и лизингодателей, и лизингополучателей)?
Законодательство разрешает изымать предмет лизинга в нескольких случаях: по предписанию нотариуса, если договор финансового лизинга заверялся нотариально, по решению суда, и бесспорное изъятие лизингодателем, если это предусмотрено договором финансового лизинга.
В каждом договоре финансового лизинга, который заключает компания «КрАЗ Лизинг», есть отдельная статья, предусматривающая основания для бесспорного изъятия предмета лизинга, первое из которых – задержка оплаты очередного лизингового платежа или его части более чем на 30 календарных дней. Кстати, лизингополучатель, согласно договору, сам добровольно обязан передать предмет лизинга по требованию лизингодателя, а если это не происходит или будет препятствовать, лизингополучатель обязан заплатить штраф в сумме 20% от начальной стоимости предмета лизинга.
К сожалению, летом 2008 года мы вынуждены были с привлечением правоохранительных органов изъять 20 грузовых автомобилей у одного лизингополучателя, который систематически не оплачивал установленных лизинговых платежей. Такие наши действия имели позитивный результат, поскольку лизингополучатель через неделю после изъятия предмета лизинга погасил всю задолженность, оплатил все штрафы и пеню, в том числе и штраф за отказ при возвращении предмета лизинга. Мы продолжили с ним договор финансового лизинга на новых условиях, и сейчас этот лизингополучатель систематически и в полном объеме оплачивает лизинговые платежи.
Хочу отметить, что изъятие предмета лизинга в сегодняшних экономических условиях не всегда решает проблему, потому что лизингополучатели просто не могут обеспечить полученную в лизинг технику и оборудование работой, и в результате – не имеют поступления средств. Поэтому необходимо находить компромиссные решения, которые позволили бы выдержать пик кризиса и лизингодателю, и лизингополучателю.
Принимая во внимание кризисные условия, ООО «КрАЗ Лизинг» работает только с производителями предмета лизинга и в первую очередь – с ХК «АвтоКрАЗ». Мы предлагаем клиентам достаточно выгодные условия лизинга грузовых автомобилей КрАЗ всех модификаций, а также их прямые продажи. Условия финансового лизинга – 10% первый платеж, срок лизинга – от одного до трех лет, вознаграждение лизинговой компании – от 17%.
Работать с другими продавцами предмета лизинга стало намного труднее, потому что существенно выросла стоимость кредитных ресурсов, которые практически невозможно взять ни в одном украинском банке, а главное – емкость рынка строительной и специальной техники фактически равна нулю.

На ваш взгляд, какие пути решения этой проблемы могут быть приемлемы и  для украинских заказчиков техники, и для тех, кто предоставлял эту технику в кредит или лизинг? Не станет ли финансовый кризис причиной того, что в Украине попросту исчезнет рынок лизинговых услуг?
На наш взгляд, решением проблемы в сфере лизинга должно быть создание и финансирование государственных программ по строительству дорог, мостов, зданий, созданию инфраструктуры для будущего чемпионата Европы по футболу, созданию отечественного потребительского рынка. Это дало бы толчок к обновлению всех отраслей экономики Украины. В этом случае на первом этапе стали бы востребованными существующие основные средства, что позволило бы лизингополучателям, кредиторам оплачивать платежи, возвращать кредиты. На втором этапе, в конце текущего – начале следующего года, опять появится потребность в новой технике, которую смогут обеспечить в первую очередь лизинговые компании.
Но, к сожалению, и в правительстве, и в парламенте вместо создания таких программ пока только идут разговоры, споры, способствующие углублению кризиса…

Татьяна Скрипченко

Категория: Услуги

Рейтинг: 0.6

Просмотров: 3269

02.04.2009
разместить рекламу


Дресста



Аларит Пром



MEKA

Форте Груп Лтд

Корт Киев

Авиа Буд Сервис