подписка на рассылку

Капстроительство

КоммунТех

ДорТехЭкспо

ЕвроСтройЭкспо

MiningWorld Russia

Элкопласт-Укр

ООО «Торговый Дом Спецтехника»

Форвард-А

 ROZZI

Элкопласт-УКР

 МАКСИ Экскаватор Ру  

 

Минитехника в России.

 

  

 

 

 

 

 

 

 


 

 

Строительная техника

 

 

Почвогрунт с доставкой по Москве и области. Любые объемы, низкие цены
keramzit-pesok.ru

Лучше не рисковать. Особенности страхования строительной техники

Назад к списку статей

Тревожная статистика
А гром грянул давно… Строительная площадка всегда считалась зоной повышенного риска. И сегодня аварийность при проведении строительных работ – одна из актуальнейших проблем современной стройиндустрии.  Причем  с этой проблемой сталкиваются во всем мире. Поэтому страхование строительных рисков во многих развитых странах считается эффективным инструментом в защите интересов заказчика, инвестора, подрядчика. По данным Международной ассоциации страховщиков технических рисков (IMIA), в мире только по застрахованным объектам  общий объем ущербов составляет $206.5 млн. В том числе от пожаров – $25,58; взрывов – $2,65; штормов – $7,11; наводнений и затоплений – $21,42; дефектов материалов и конструкций, низкого качества монтажа – $46,14; ошибок в проектах – $11,65; ошибок в эксплуатации – $24,76; других причин – $67,25 млн.
Основное отличие украинского рынка страхования в сфере строительства  от мирового – это то, что в нашей стране, как и во многих других странах постсоветского пространства, страхование является добровольным. И пока не пользуется огромной популярностью в строительстве. Тем не менее,  многие представители отечественных страховых компаний отмечают, что  с каждым годом желающих застраховаться среди строительных компаний становится больше.
Строительные предприятия понимают, что  обезопасить себя, создавая собственные защитные резервные фонды и направляя в них определенный процент от стоимости строящегося объекта, достаточно сложно.   Во-первых, этих средств недостаточно, а во-вторых, заказчики всегда неохотно соглашаются на подобное увеличение сметы. Значительно эффективнее заложить в смету строительства дополнительные затраты на страхование в размере до 1% от стоимости объекта, что позволит застраховать весь комплекс строительных рисков.

Страхование "по закону"…
В соответствии с Законом Украины "О страховании" страхователем, то есть лицом, которое выплачивает страховой взнос или премию, может выступать тот, кто имеет страховой интерес.
В соответствии с Хозяйственным кодексом Украины, который регулирует юридические аспекты подрядных отношений в капитальном строительстве (глава 33 ст. 317-320) собственником объекта строительства до сдачи его в эксплуатацию заказчику является подрядчик.
В соответствии со ст. 1 Закона Украины "О материальной ответственности за нарушение условий договора подряда (контракта) о выполнении работ на строительство объектов" заказчиком является юридическое лицо любой формы собственности, который выдает заказ на строительство объектов, контролирует ход его выполнения, принимает и оплачивает работы. Заказчиками по строительству могут выступать юридические и физические лица, то есть – инвесторы, имеющие финансовые средства и специализирующиеся на выполнении такого вида работ. А также лица, которые являются доверенным лицом заказчика, действуют от его имени и в его интересах в течение всего инвестиционного цикла.
Подрядчик – юридическое лицо любой формы собственности, который заключает договор подряда на строительство (проектирование) объектов, в соответствии с определенными в нем условиями выполняет работы и передает их заказчику. Подрядчиками могут быть строительно-монтажные организации, проектно-строительные организации и т. д.
В Хозяйственном кодексе Украины ст. 320 перечислены обязательные условия, которые должны быть прописаны в договоре подряда:

  •  название сторон;
  •  место и дата заключения договора;
  •  предмет, сроки, права и обязанности и т. д.
  •  страхование рисков, финансовые гарантии (Подрядчик обязан заключить договор страхования объекта строительства или комплекса работ).

Таким образом, при строительстве объекта капитального строительства страхователем могут выступать: инвестор, заказчик, подрядчик.
Объектом страхования в сфере строительства являются имущественные интересы страхователя, связанные с выполнением строительно-монтажных и других работ при возведении строительных объектов, а также с возмещением страхователем вреда, причиненного здоровью или имуществу третьих лиц при проведении строительно-монтажных работ.
По договору страхования, за счет заказчика, подрядчика или инвестора, в пользу подрядчика, поскольку он проводит весь комплекс строительно-монтажных работ и несет на себе риски и всевозможный ущерб, могут быть застрахованы:

  •  строительные материалы и конструкции, монтируемое оборудование, оборудование строительной площадки (временные здания и сооружения, складские помещения, строительные леса,  инженерные коммуникации и т. д.);
  •  гражданская ответственность перед третьими лицами;
  •  объекты, которые находятся на стройплощадке или в непосредственной близости к ней, принадлежащие заказчику или подрядчику, строительные машины и оборудование;
  •  землеройная техника и оборудование, дорожно-строительная техника, строительная техника и оборудование для проведения строительно-монтажных работ, закрепленная на объекте строительства.

На страхование могут приниматься как весь комплекс еще неосуществленного, но спроектированного строительства, так и его отдельные объекты.
Необходимо заметить, что страхование капитального строительства обладает рядом особенностей: крупными размерами возможных ущербов, увеличением стоимости объекта по мере реализации проекта и протяженностью его во времени, значительным влиянием природных факторов на темпы и качество строительного производства. Следует отметить также сложность взаимосвязей участников строительства в рамках контрактов и субконтрактов, которая порождает высокий уровень неопределенности и дополнительные риски.
Строительные риски часто сопряжены с тяжелыми последствиями непосредственно в ходе строительно-монтажных рисков. Значительная часть рисков изменяется в процессе строительства, поскольку по мере реализации проекта могут уточняться и совершенствоваться конструктивно-технологические решения;  производственные мощности (механизмы и работники) перемещаются к строящимся объектам, при этом зачастую на весьма значительные расстояния. Кроме того, после завершения строительства на стадии послепусковых гарантийных обязательств возрастает риск ущерба от превышения эксплуатационных нагрузок и внешних воздействий. В процессе реализации проекта также  изменяется организационная структура производства, меняются соисполнители отдельных работ.
Все эти факторы требуют изменений в условиях договоров страхования. Поэтому, как отмечают специалисты, необходим постоянный мониторинг состояния объекта и соответствующих ему рисков, эффективный механизм страхового сопровождения объекта. Особенности строительства необходимо учитывать также при оценке рисков, формировании тарифов и определении условий страхования: страховых сумм, лимитов ответственности, франшиз и т. п.

Застраховать строительную технику
Один  из видов страхования, пользующийся в последнее время особым спросом – страхование стройтехники.
ДТП, пожар, стихийные природные явления, непреднамеренное нарушение норм и правил эксплуатации, механическое воздействие посторонних предметов, оседание грунта, опрокидывание – далеко не полный список рисков, которые могут нанести ущерб технике и оборудованию  предприятия. Например, в последнее время участились случаи угона строительной техники. Причем такая тенденция наблюдается во многих странах. Так, во Франции за последние четыре года было похищено около 2600 бульдозеров, грейдеров, автокранов и другой техники, которые затем по подложным документам перепродавались в Боснию, Косово и страны Северной Африки. Не обошла стороной проблема угонов и ближайших соседей. По данным Информационного центра ГУВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, за 7 месяцев 2007 года зарегистрировано 143 кражи грузовых машин и спецтехники, прирост по сравнению с 2006 годом составил 27,7%. Воруют строительную технику и в нашей стране. Популярные среди угонщиков строительные краны, бетономешалки и экскаваторы-погрузчики. Они очень востребованы в строительной сфере, поэтому и спрос среди злоумышленников довольно велик.
При этом, как утверждают представители страховых компаний, устойчивой практики страхования тяжелой строительной техники от угонов пока нет.
Еще один веский довод для обращения к страхованию – то, что дорожная и строительная техника чаще всего является дорогостоящей, и с каждым годом цены на нее растут, поэтому убытки и дополнительные расходы на ее восстановление или замену  тоже бывают немалыми. При этом необходимость значительных дополнительных затрат на восстановление такой техники вынуждает строительные компании отвлекать средства от финансирования выполнения работ, что вносит дополнительные трудности в процесс организации строительного производства.
Застрахована может быть любая дорожная и строительная техника, как стационарная, так и установленная на транспортном средстве, а также оборудование и приспособления для выполнения работ.
Сегодня известны два подхода к страхованию строительной техники: страхование ее в составе строительно-монтажных рисков или страхование отдельным договором.
Как отмечают специалисты, международная практика показывает, что второй способ выгоднее. Например, по статистике, большинство страховых случаев со строительной техникой происходит при транспортировке и хранении, которые не входят в покрытие договора страхования строительно-монтажных рисков. Кроме того, страхование отдельным договором позволяет: определить страховую защиту для каждой единицы застрахованной техники, ее отдельных механизмов; установить их действительную стоимость; учесть эту стоимость и срок использования техники при установлении страховых тарифов.
По словам Ибрагима Габидулина, директора ООО "Страховой брокер "Дедал", – "страхование строительной техники может осуществляться как в рамках отдельного полиса CPM (Contractors' Plant and Machinery Insurance) – полис страхования объектов и машин подрядчика, так и в рамках общего полиса CAR (Contractors All Risks) – полис, покрывающий все строительные риски подрядчика, или по полису страхования всех рисков монтажа – EAR (Erection All Risk).
Однако на самом деле эти специфические покрытия по указанным полисам еще мало востребованы в Украине. Только серьезный зарубежный инвестор, придя в Украину, ищет страхового брокера, который сможет ему помочь разместить его риски при строительстве объектов. К примеру, в Польше уже до 40% рисков в портфеле брокеров – это полисы страхования строительно-монтажных рисков. Полисы СРМ, на мой взгляд, будут востребованы в самое ближайшее время, поскольку в условиях замены изношенного оборудования основных фондов строительных компаний им придется пользоваться услугами лизинговых компаний, которые переложат риски повреждения строительной техники, передаваемой в лизинг, на плечи страховщиков. Тем самым, будут приучать строительные компании к страхованию своих рисков в дальнейшем".
По словам Надежды Кузнецовой, начальника Управления страхования имущества и ответственности юридических лиц СК "Провидна", – в настоящее время наиболее распространенным вариантом страхования строительной техники является вариант, когда строительная техника принимается на страхование в рамках договора страхования строительно-монтажных рисков. При заключении договора страхования строительно-монтажных рисков вместе с самим объектом строительства (страховая сумма по которому определяется в размере сметной стоимости всего проекта строительства)на страхование могут быть приняты строительная техника, расположенная на строительной площадке.
К строительной технике в рамках договора страхования строительно-монтажных рисков могут относиться:

  •  строительная техника для проведения строительно-монтажных работ, закрепленная на территории страхования (краны, подъемники, бетономешалки, компрессоры и т. д.)
  •  землеройная техника (бульдозеры, экскаваторы, грейдеры и т. д.)
  •  дорожно-строительная техника (катки, асфальтоукладчики и т. д.)
  •  транспортные средства, которые используются на строительной площадке, кроме плавающих, летательных и транспортных средств с государственными регистрационными номерами, допущенными к эксплуатации на дорогах общего пользования.

В рамках договора строительно-монтажных рисков строительную технику можно страховать от следующих рисков:

  •  огневые риски (пожар, взрыв, удар молнии, падение пилотируемых летательных объектов);
  •  стихийные явления (землетрясение, наводнение, смерч, сход грунта и т. д.);
  •  противоправные действия третьих лиц (умышленные повреждения или уничтожение третьими лицами);
  •  аварии грузоподъемной техники;
  •  поломки и повреждения вследствие внешнего влияния (падение, опрокидывание, удары и т. д.).

Для заключения такого договора страхования необходимо в заявлении на страхование строительно-монтажных рисков указать отдельной строкой страховую сумму по строительной технике и приложить перечень. Обычно срок страхования в таком случае составляет весь срок проекта, то есть – весь срок строительства, а страховой тариф составляет 0,38-0,55%.
Что касается других договоров по страхованию строительной техники в Украине, то некоторые отечественные страховые компании разработали свои программы.
Так, к примеру, у АСК "ИНГО Украина" есть такой продукт как "Страхование строительной техники". Как объясняет Сергей Кривошеев, начальник управления продаж и сопровождения клиентов департамента комплексного страхования АСК "ИНГО Украина", – по такому договору страхования возмещаются убытки вследствие гибели, повреждения, утраты имущества вследствие внезапного и непредвиденного материального ущерба по любой причине. Исключение составляют те, что входят в число специально указанных, в результате которых возникает необходимость провести ремонт или замену застрахованного имущества. Перечень исключений предоставляется и согласовывается отдельно.
Базисом определения страховой суммы по каждом объекту страхования, указанному в договоре, является действительная стоимость (определяется исходя их суммы, необходимой для приобретения полностью аналогичных предметов, за вычетом износа) и восстановительная стоимость (определяется как расходы на приобретение или изготовление новых аналогичных предметов того же типа и качества, включая доставку, таможенные платежи и т. д.) застрахованного имущества на дату заключения договора страхования. Страховая сумма по каждому застрахованному объекту должна соответствовать его действительной или восстановительной стоимости.
Страховое покрытие может быть расширено на:

  •  Покрытие риска "Убытки или ущерб вследствие забастовок, бунтов, гражданских волнений" с лимитом возмещения 25% от страховой суммы по договору.
  •  Покрытие рисков "Наземная перевозка" – на время перевозки строительной техники с одного места страхования в другое (за исключением перевозки своим ходом, водным или воздушным видом транспорта).

В нашей практике существует несколько схем страхования подобного рода имущества. Обычно производители не участвуют в этих отношениях. Страхователями по данным схемам могут быть строительные организации или лизинговые компании. Если техника приобретается в кредит, то по условиям договора залога почти всегда ее необходимо страховать в пользу банка. Лизинговая компания может переложить обязанность застраховать имущество переданное в лизинг лизингополучателя. В некоторых случаях лизинговая компания самостоятельно страхует свое имущество при передаче его в лизинг.
Страховая защита в принципе одинаковая, разница только в том, кто является стороной в договоре страхования и кто оплачивает страховую премию. Минимальные объемы страховой защиты всегда согласовываются с лизинговыми компаниями/банками, но по собственному желанию клиент (строительная компания) может расширить объем страховой защиты. Стоимость страхования зависит от вида строительной техники, выбранного объема страхового покрытия, степени подверженности техники рискам. Серьезное влияние на ценообразование оказывает наличие или отсутствие перестраховочных линий у страховой компании по данному направлению. Конкретное предложение по страхованию обычно выдается после заполнения клиентом специального заявления – опросного листа. Общие рамки страхового тарифа по данному виду страхования находятся в пределах от 0,5 до 2,0% от стоимости строительной техники. Однако существуют системы скидок за объемы, которые оговариваются с клиентом, как при заключении договора страхования, так и при пролонгации договора на новый период страхования.
СК "Провидна" была разработана программа страхования "Спецтехника" для транспортных средств на базе автомобильного транспорта и самоходных машин.
 "Основной причиной разработки данной программы стало увеличение спроса на услуги по страхованию строительной техники, а также с появлением на украинском рынке большого количества принципиально новой техники.  Программа страхования спецтехники, разработанная нашей компанией, позволяет страховать самоходные транспортные средства (строительную, уборочную, сельскохозяйственную технику), спецтехнику на базе шасси грузовых транспортных средств (краны, автоткраны, автоэкскаваторы), вспомагательную строительную технику, которая имеет возможность передвигаться как по дорогам общего пользования, так и по территории закрытых площадок. Основной особенностью, кроме высокой стоимости, является еще и то, что в большинстве случаев этот  класс техники характеризуется малоподвижностью, сложностью конструкции и повышенным весом.
Для этой программы были разработаны специальные тарифы с использованием понижающих коэффициентов, выгодно отличающиеся от существующих на рынке предложений. При этом в программу страхования  спецтехники включены практически все возможные риски для транспорта: стихийные бедствия, ДТП, противоправные действия третьих лиц, угон и т. д.
Помимо этого, наша страховая компания готова предоставить клиентам полный комплекс страховых услуг: начиная с момента выхода строительной техники их цехов завода-изготовителя до получения его заказчиком, а также обеспечить ее дальнейшее страхование по желанию заказчика. По желанию клиента (поставщика, производителя, заказчика), программа страхования спецтранспорта может включать максимальный спектр услуг и выбор страховых рисков по которым проводится защита объектов страхования (строительного и другого транспорта). Также предусмотрена компенсация основных затрат, связанных с необходимостью спасения и восстановления поврежденного транспорта", – говорит Дмитрий Савченко, начальник отдела добровольных видов страхования управления андеррайтинга СК "Провидна".
Необходимо также отметить, что страховая компания может застраховать строительную технику и оборудование, находящиеся в собственности или в распоряжении по доверенности, а также взятые в аренду, лизинг или находящиеся в залоге и являющиеся обеспечением кредита. Страховать приобретаемую в лизинг технику может как лизингополучатель, так и лизингодатель. Аналогично, в тех случаях, когда техника выступает в качестве залогового имущества по кредитным договорам с банками, страховать технику может и залогодатель, и залогодержатель.

Выбор страховщика
В Украине страхование строительной техники, впрочем, как и комплексное страхование строительно-монтажных рисков начало развиваться не так давно. Именно поэтому опытом работы с такими полисами имеют лишь единицы страховщиков в Украине. По словам Ибрагима Габидулина, – "большинство компаний не имеют договора облигаторного перестрахования таких рисков у серьезных западных перестраховщиков. Поэтому размещать такие риски нужно через страхового брокера, который хорошо знает страховой рынок и его участников.
Так, к примеру, в развитых странах с заказчиками, поставщиками/производителями строительной техники (лизинговыми компаниями) работают страховые брокеры. Страховые компании выполняют функции производителей страховых услуг, а брокеры являются их профессиональными продавцами.
Брокер проводит вместе с клиентом риск-менеджмент,  предлагает варианты покрытия его рисков. Для этого клиент заполняет вместе с брокером бланк опросного листа-заявления, где указываются все особенности объекта страхования. На основании брокерского соглашения с клиентом и полученного опросного листа-заявления брокер проводит тендер среди страховых компаний и выбирает для клиента наилучшие условия страхования, составляет со страховщиком договор страхования и несет ответственность перед клиентом за данные рекомендации. Страховой брокер – это единственный профессионал в Украине, который по закону должен иметь страховку своей профессиональной ответственности перед клиентом. Ни врачи, ни юристы, ни адвокаты, ни специалисты других профессий в Украине не имеют страховку своей профответственности.
В настоящее время в нашей стране часто выбирают страховщика по принципу – кто больше "откатит". Страхователям нужно знать и запомнить, что страховая услуга  – это обещание, а топ-менеджеры страховых компаний – наемные люди, которые обязаны обеспечить прибыль акционерам. И если они будут хорошо платить, то прибыль будет невысокая, и они могут потерять работу. Поэтому во многих страховых компаниях очень грамотно юристами отрабатываются договоры страхования, закладывая достаточно "подводных камней", которые обнаруживаются только при наступлении страховых событий. Поэтому я бы посоветовал клиенту, страхователю обратиться к адвокату, который провдет аудит договора страхования. Таким адвокатом на рынке страховых услуг во всем мире является страховой брокер".
Сергей Кривошеев при выборе страховой компании страхователем советует обращать внимание на следующие моменты: “Посмотреть на рейтинги страховых компаний, и, особенно, на соотношение сборов и выплат по компании, ведь важно не то, сколько денег страховая компания собирает, но и сколько она выплачивает своим клиентам (и, платит ли вообще). Внимательно ознакомиться с опросным листом, какие риски там предлагается страховать или нужно попросить проект договора страхования. Если что-то остается непонятным – нужно не боятся задавать вопросы. Следующим шагом будет сравнение страхового тарифа (выражается в % от стоимости имущества) и франшизы (это сумма убытка, которую клиент оплачивает за свой счет, и может быть как в % от стоимости имущества или от суммы убытка, так и в денежных единицах). При этом нужно помнить, что это обратно зависимые величины, то есть – чем меньше франшиза, тем больше будет тариф и наоборот. Желательно условия разных компаний сравнивать при одинаковом уровне франшизы".

Страховать будут чаще
В том, что рынок страхования в сфере строительства в Украине, будет развиваться активнее, уверены многие операторы. В этой тенденции нашей стране просто придется повторить путь других, более развитых в экономическом плане, стран, позаимствовав их опыт.
И еще одна информация к размышлению. В 1968 году для обмена опытом в области страхования технических рисков была основана Международная ассоциация страховщиков машин и оборудования (The International Machinery Insurer's Association – IMIA). Позже она была  преобразована в Международную ассоциацию страховщиков технических рисков. В состав IMIA входят Национальные ассоциации страховщиков, крупнейшие страховые и перестраховочные компании из 20 стран мира, на которые приходится большая часть мирового сбора премии по техническим рискам: Австралия, Австрия, Дания, Канада, Финляндия, Франция, Германия, Великобритания, Израиль, Италия, Япония, Нидерланды, Россия, ЮАР, Испания, Швеция, Тайвань, Турция, Швейцария и США. Чтобы оценить масштабы деятельности этой организации, достаточно отметить, что суммарный объем премий по договорам страхования технических рисков, которая была собрана членами IMIA  в 2003 году, составил более 6,1 млрд. USD.
Россию в этой авторитетной организации представляют только две компании: "Ингосстрах" и "Гефест". Украину пока не представляет ни одна страховая компания. Поэтому страхователям нужно быть очень осторожными при размещении своих рисков в украинских компаниях…

Категория: Услуги

Рейтинг: 0.4

Просмотров: 7283

17.07.2008
Служба уничтожения клопов. Продажа средств от клопов. Консультация. Выезд
klop98.ru
Халат мужской. Купи сейчас. В наличии, доставка
lolotex.ru
разместить рекламу


Дресста



Аларит Пром



MEKA

Форте Груп Лтд

Корт Киев

Авиа Буд Сервис