подписка на рассылку

Капстроительство

КоммунТех

ДорТехЭкспо

ЕвроСтройЭкспо

MiningWorld Russia

Элкопласт-Укр

ООО «Торговый Дом Спецтехника»

Форвард-А

 ROZZI

Элкопласт-УКР

 МАКСИ Экскаватор Ру  

 

Минитехника в России.

 

  

 

 

 

 

 

 

 


 

 

Строительная техника

 

 

В наличии! Bondibon Цветы. Быстрая доставка! Отличные цены! Успевайте
cvety35.com
Оперативная информация по грузу. Пасажирские перевозки
tanklogistic.ru

Выстояли на старых запасах

Назад к списку статей

Из-за кризисной макроэкономической ситуации операторы рынка дорожно-строительной техники столкнулись с целым комплексом проблем. Прежде всего, резкое падение спроса на продукцию из-за неплатежеспособности покупателей, трудности получения заказчиками ресурсов в банках, замедление расчетов и лавинообразный рост неплатежей, скопление готовой продукции на складах — вот ряд проблем, которые преследуют поставщиков техники уже второй год.

Надежды операторов рынка на то, что в 2010 году ситуация в отрасли существенно изменится, практически не оправдались. Несмотря на некоторое оживление в сфере строительства дорог, спрос на дорожно-строительную технику по-прежнему остается невысоким.


Рынок емкий, но спрос невысокий

В докризисный период рынок дорожно-строительной техники был одним из самых динамично развивающихся в Украине. Потребность в обновлении парка техники тоже была очень высокой. В принципе, такой же она остается и сейчас. Но мировой финансовый кризис серьезно повлиял на возможность отечественных компаний приобретать такую технику. В текущем году, который многие экономисты называют уже посткризисным периодом, ситуация в дорожно-строительной отрасли кардинально не изменилась. До сих пор украинские предприятия не имеют возможности привлекать деньги на длительные сроки, а банки почти не выдают кредиты или устанавливают завышенные процентные ставки по ним. Поэтому платежеспособный спрос по-прежнему остается еще очень низким.

Определенная активность, правда, наблюдается в области строительства объектов, которые попадают под программу подготовки к проведению Чемпионата Европы по футболу. В городах, принимающих Евро-2012, в текущем году построено и продолжает строиться ряд инфраструктурных объектов, уже открывается движение на ряде участков авдорог. Но таких объектов недостаточно, чтобы вернуть рынок техники на докризисные объемы продаж. Поэтому сегодня компаниям, торгующим дорожно-строительными машинами, приходится работать в условиях, когда предложение в разы превышает спрос, и конкуренция на рынке достаточно жесткая.


Фигуранты рынка

По оценкам специалистов, в кризисный 2009 год отдельные компании ушли с рынка дорожно-строительной техники. В то же время ряд ведущих операторов продолжает работать и бороться за своих заказчиков. В числе заметных компаний эксперты называют "Аларит Пром" (LiuGong), "АРМ групп-Украина" (New Holland, Zoomlion), "Амако-Украина" (New Holland, Iveco), "Вольво Украина" (Volvo), "Цеппелин Украина" (Caterpillar), "Констракш Машинери" (JCB,Vibromax), "Индустрия Техно-Груп" (Doosan), "Сумитек-Украина" (Komatsu), "Будшляхмаш" (группа "ГАЗ"), "Юромаш" (Hitachi), "Армада" (Liebherr), "Дресста Украина" (Dressta), "Атлас Копко Украина" (Dynapac), "Амманн Украина" (Ammann) и некоторых других.

Следует отметить, что операторы отечественного рынка дорожно-строительной техники условно структурируют рынок и по ценовому фактору. Так, в наиболее высокий ценовой сегмент попадает техника ведущих европейских торговых марок. Средний ценовой сегмент представлен техникой производителей из стран СНГ, отдельных производителей из азиатского региона (Япония, Южная Корея). К низкому ценовому сегменту эксперты рынка относят технику китайского производства.


Рынок в цифрах

Если проанализировать данные Государственного комитета статистики об объемах импорта техники за 2009 и первую половину текущего года, можно отметить, что в сегменте дорожно-строительной техники поставки в Украину снизились в несколько раз, по сравнению в докризисным 2007-2008 гг.

И хотя такие данные нельзя считать полностью объективными (учитывая, что данная информация обнародуется с опозданием на 2 месяца, страна-импортер не обязательно является страной, где данный вид техники производится, комитет статистики также не предоставляет данных, какая техника — новая или б/у — завезена), сделать определенные выводы по развитию рынка все-таки можно. Особенно если учесть, что практически на 90% рынок дорожно-строительной техники — это продукция зарубежных машиностроителей.

Итак, какая техника импортировалась в Украину…

Учитывая, что в докризисный период было ввезено очень много дорожной техники, в текущем году не было особой необходимости ввозить новые партии — пока используются внутренние резервы рынка.

В сегменте бульдозеров в январе-июле текущего года в Украину было завезено 25 единиц, в том числе 12 из Европы, по 4 — из стран СНГ и Америки, 5 — из азиатского региона. В прошлом году импорт составил 34 единицы. В числе производителей, активно импортирующих в Украину бульдозеры — "Челябинский тракторный завод — Уралтрак" и "Промтрактор" (входит в машиностроительный холдинг "Концерн "Тракторные заводы" — Россия), а также ведущие мировые компании — Caterpillar, Komatsu, Volvo, Hitachi и другие.

Не очень активно, по сравнению с докризисным периодом, поставлялись в Украину дорожные катки и машины трамбовочные. За 7 месяцев 2010 года в Украину было ввезено 30 единиц этой техники, а в 2009 году — 71. В 2007 и 2008 годах объем импорта составлял соответственно 441 и 498 машин, что почти в 15 раз больше. Основная страна импортер — Германия, хотя заметны в объемах поставок также Польша и Нидерланды.

Кстати, в 2009 году из стран СНГ не было ввезено ни одного катка. В текущем году — всего 3. В то же время экспортные поставки из этого региона сравнительно выше — 23 единицы.

В числе наиболее представленных в Украине производителей дорожных катков — российские "Раскат", а также техника ведущих мировых производителей — Ammann, JCB Vibromax, Bomag, Caterpillar, Dynapac, Hamm, Volvo и другие. В последние годы очень активно на рынке предлагается техника из азиатского региона — LiuGong, Shantui, Sany, Zoomlion, XCMG.

В 2007 году в Украину было ввезено 115 грейдеров и планировщиков, в 2008 году объем поставок увеличился еще на 29 единиц (144 машины). А в 2009 году импорт этого вида дорожно-строительной техники упал в 38 раз! За исключением 3 единиц техники (двух из Македонии и одной из Китая), на протяжении прошлого года импортных поставок грейдеров и планировщиков в Украину не было.

Аналогичная ситуация и в 2010 году. За семь месяцев в страну было ввезено 3 единицы техники — из Польши, Швеции и Канады.

Несмотря на то, что отечественного производства грейдеров в Украине нет, экспортные поставки этой техники в 2010 году оказались в 3 раза больше, чем импорт. Основной регион, куда поставлялась эта дорожная техника из Украины, — страны Европы, в частности, Бельгия и Нидерланды. Возможно, эту технику попросту вернули, не сумев реализовать в Украине.

В списке производителей грейдеров и планировщиков, представленных в Украине, — "Дормаш", "ЧСДМ", "Брянский арсенал", Caterpillar, Volvo, Terex, Komatsu, LiuGong и другие.

В 7,5 раз в 2009 году снизился и импорт фронтальных погрузчиков в Украину. Если в 2008 году в страну было импортировано 2271 единиц этой техники, то в 2009 году — всего 296.

Кстати, фронтальные погрузчики, пожалуй, единственный вид техники, где объемы поставок в кризисный период исчислялись сотнями, а не единицами, что свидетельствует о востребованности этой техники в Украине.

Самыми "импортируемыми" фронтальные погрузчики были в 2008 году, когда в страну было завезено 2271 погрузчик — на 1000 единиц больше, чем в предыдущем году.

В январе-феврале 2010 года погрузчики в Украину ввозили в основном из Европы. От ближайших соседей за этот период не было поставлено ни одного фронтального погрузчика. В то же время экспорт в страны СНГ составил 26 единиц.

В числе наиболее продаваемых погрузчиков — Caterpillar, Komatsu, Volvo, JCB, Hitachi и другие.

Официальные данные об импорте дорожно-строительной техники подтверждают, что в последние два года на рынке реализовывалась техника, которая уже была в Украине на складах поставщиков. Многие из них в докризисный период, когда потребность в машинах и оборудовании со стороны дорожно-строительных компаний была высокой, завозили технику "впрок", чтобы максимально сократить сроки поставок для потенциальных заказчиков.


Запас карман не тянет

Наличие техники на складах позволило многим продавцам вести более гибкую ценовую политику, предлагая машины и оборудование по закупочным, а не рыночным ценам, с учетом докризисных валютных курсов. Такие компании оказались более конкурентоспособными, чем те, которым пришлось "привязывать" свою деятельность к конъюнктуре рынка.

Положительным моментом кризисного периода стало то, что заказчикам проще получить технику, которую раньше приходилось ждать несколько месяцев.

В условиях кризиса при снижении спроса на новую технику увеличиваются объемы сервисных работ и потребление запасных частей. Причем, как отмечают сами операторы рынка, это мировая тенденция. Пользователи не покупают новые машины, а максимально нагружают уже имеющееся оборудование, акцентируют внимание на ремонте.

Поэтому все операторы рынка делают упор на сервисное и гарантийное обслуживание техники, находящейся в эксплуатации у клиентов.

Кстати, в условиях кризиса компаниям-поставщикам больше времени приходится уделять новым сегментам — расширять клиентскую базу, планировать и развивать новые направления, в том числе аренду.


Новые возможности вторичного рынка

Во многих европейских странах стали более активно предлагать технику на вторичном рынке, так как многие компании, потерпевшие убытки, расформировывают свои парки и продают технику по "кризисным" ценам. Похожая ситуация и в Украине. Так, в 2009 году и в I половине 2010 года украинский рынок бывшей в использовании дорожно-строительной техники существенно пополнился предложением от поставщиков, предлагающих практически новую технику, которую или вернули заказчики, не имеющие возможности расплатиться по кредитам и лизингу, или изъятую у заказчиков за неуплату.

Кроме этого, пополнение б/у техники произошло и за счет лизинговых компаний. Чтобы хоть как-то вернуть кредитные денежные средства, они "выбросили" на украинский рынок многочисленный лизинговый конфискат.

Следует отметить, что такая техника в большом количестве еще не успела серьезно поработать в условиях украинских стройплощадок, и ее запас надежности остается достаточно высоким.

Еще одним "поставщиком" б/у техники на рынок стали дорожно-строительные компании, которые разорились во время кризиса, а также компании, которым стало нецелесообразно содержать огромный парк техники, сформированный еще в докризисный период с перспективой его активного использования.

Если же говорить о спросе на б/у технику, то, по оценкам операторов, он тоже не отличается завидной динамикой. Причина — в доступности новой качественной техники по сниженным ценам.


Кому доступен сегодня лизинг?

В настоящее время потенциальный потребитель может воспользоваться возможностью купить дорожно-строительную технику по лизинговым и кредитным схемам, которые постепенно начинают снова восстанавливаться, а также в рассрочку, которую предоставляют большинство поставщиков этой техники. Но говорить о том, что сегодняшние условия продаж выгодны для покупателей, не приходится. Так, в текущем году банки кредитуют под очень высокие проценты — от 20% и выше, при предоплате от 30% и выше. При этом, по словам экспертов, сегодня оформление такой покупки занимает порядка двух недель, а рассмотрение банком возможности выдачи кредита — еще дольше. Другими словами, проблем с финансированием на рынке не стало меньше. Правда, если в 2009 году главной проблемой было практически полное отсутствие программ банковского кредитования предложения от лизинговых компаний, то в 2010 году эти схемы возобновились. Но пока не по карману для большинства потенциальных потребителей техники.


Не могут купить — берут в аренду

По сравнению с очень невысокими продажами дорожно-строительной техники, рынок аренды в этом сегменте более активен. Важно отметить, что приобретение дорожно-строительной техники, особенно новой, нельзя назвать "дешевым" удовольствием. Даже в докризисный период ее приобретение могли позволить себе лишь компании, имеющие серьезные финансовые активы.

Аренда дорожно-строительной техники в настоящее время — оптимальное решение для строительных компаний, которые занимаются возведением не слишком масштабных объектов, ремонтом дорог и имеют ограниченные финансовые возможности. Арендуя технику, такие компании могут увеличить производственную мощность предприятия с минимальными затратами. Это дает возможность высвободить капитал для более прибыльного использования, чем вложение его в приобретение дорогостоящего оборудования. Кроме того, аренда позволяет сократить затратную часть заказчику, в частности, освободит от расходов, связанных с ремонтом техники, налоговых платежей. К тому же, арендуя технику у ведущих компаний, заказчик может получить также необходимые консультации и высококвалифицированное обслуживание дорожно-строительной техники.

В начале 2010 года спрос на аренду дорожно-строительной техники несколько оживился. По словам операторов рынка, это было связано, в первую очередь, с выполнением ремонтных работ на украинских дорогах, которые пострадали в суровых зимних условиях. В жаркие летние месяцы потребность в арендованной дорожно-строительной технике заметно снизилась.

Надежды на будущий год

По мнению операторов, в 2011 году поставки техники в Украину увеличатся. Ведь за последние два года основная масса техники, оставшейся невостребованной у строительных компаний, практически реализована. Склады дилеров, заполненные в начале 2009 года техникой, которая досталась в нагрузку еще с периода ажиотажного спроса в 2008 году, к концу текущего года изрядно "похудеют".

С ростом импорта цены на технику вырастут, ведь продавцы будут вынуждены приобретать их у производителей и реализовывать уже по новым рыночным ценам. Развитие рынка дорожно-строительной техники многие связывают с реализацией крупных строительных проектов. Недалекая перспектива проведения Украиной чемпионата Европы по футболу в 2012 году, который уже начинает "подгонять" правительство к решительным шагам в плане устройства главных магистралей страны, строительства ряда инфраструктурных объектов, остается серьезным стимулом для реализации специализированной техники.

Татьяна Скрипченко

Категория: Рынок стройтехники

Рейтинг: 1

Просмотров: 4236

19.11.2010
разместить рекламу


Дресста



Аларит Пром



MEKA

Форте Груп Лтд

Корт Киев

Авиа Буд Сервис