подписка на рассылку

Капстроительство

КоммунТех

ДорТехЭкспо

ЕвроСтройЭкспо

MiningWorld Russia

Элкопласт-Укр

ООО «Торговый Дом Спецтехника»

Форвард-А

 ROZZI

Элкопласт-УКР

 МАКСИ Экскаватор Ру  

 

Минитехника в России.

 

  

 

 

 

 

 

 

 


 

 

Строительная техника

 

 

Испытание на прочность. Анализ рынка строительной техники в Украине в 2008 году

Назад к списку статей

УКРАИНСКИЙ РЫНОК В КОНТЕКСТЕ МИРОВОГО
Во многом развитие украинского рынка повторяет тенденции мирового. Финансовые проблемы не могли не отразиться на мировом рынке стройтехники.  В результате крупнейшие производители строительной техники потеряли миллионы долларов. Так, компания Caterpillar , возглавляющая длительное время мировой рейтинг производителей спецтехники, в апреле опубликовала финансовый отчет по итогам IV квартала 2008 года, в соответствии с которым чистая прибыль по сравнению с аналогичным периодом 2007 года уменьшилась на 32% (с 975 до 661 млн. $). При этом по итогам года чистая прибыль компании увеличилась на 0,3%. Выручка Caterpillar увеличилась на 14,1% (с 44,95 до 51,32 млрд. $).
С целью преодоления последствий кризиса компания приняла решение об увольнении около 20 тыс. сотрудников. В первую очередь сокращения коснутся временных работников (8 тыс. человек). В результате реализации антикризисных мер компания рассчитывает по итогам 2009 года получить выручку в размере 40 млрд. $.
Компания Komatsu Ltd., занимающая вторую строчку в рейтинге мировых производителей строительной техники, опубликовала прогнозный отчет, в соответствии с которым показатель чистой прибыли к концу финансового года (31 марта) снижен на 40% по сравнению с цифрами, опубликованными в октябре прошлого года. Основной причиной называется падение спроса в Китае и других развивающихся рынках, за счет которых Komatsu рассчитывала компенсировать падение спроса в США, Европе и Японии.
Изыскивать дополнительные возможности работы на мировом рынке приходится и ведущим немецким производителям спецтехники.
Отдельные из низ переключаются на небольшие, но надежные экспортные рынки, не числившиеся ранее в так называемой приоритетной зоне сбыта. В основном это совсем небольшие строительные компании, нуждающиеся в нескольких единицах той или иной строительной техники, кранах, подъемниках и т.п. И хотя такой подход вряд ли решит  проблемы с кризисом, как замечают специалисты, он позволит выйти из критической ситуации с наименьшими затратами.
Другими словами, в настоящее время на мировом рынке стройтехники действует главное правило: чтобы сохранить свой потенциал для работы в будущем, компаниям-производителям необходимо быстро и грамотно реагировать на изменившийся сценарий продаж, искать  новые рынки сбыта и новых клиентов.
В целом, по прогнозам зарубежных экспертов, в 2009 году на мировом рынке ожидается уменьшение продаж строительного оборудования на 27%, а в 2010 году может произойти незначительный рост – на 6%.
Не обошел финансовый кризис и Украину, в силу глобализации и открытости отечественной экономики. А это, в свою очередь, сказалось и на развитии рынка стройтехники. В докризисный период важным фактором, способствующим поддержанию спроса на достаточно высоком уровне,  был повсеместный процесс замены отечественными строительными и дорожно-строительными предприятиями техники, которая устарела морально и физически. Причем с 2006 года покупательский спрос на различную технику активизировался не только в столице, но и в регионах. Там преобразования в экономике по сравнению со столицей запаздывали и только последние годы начали  появляться частные фирмы, нуждающиеся в новой импортной технике и способные за нее заплатить.
Еще в 2007-ом начале 2008 года продажи техники в Украине увеличивались почти в три раза. При этом рынок был и остается еще далеким до насыщения. Таким образом, в докризисный период многие производители строительной техники рассматривали Украину как емкий рынок сбыта, с большим потенциалом потребительского спроса.
Поэтому многие компании-поставщики техники активизировали свою работу, закупая технику «про запас». Ведь зачастую специфика украинского рынка отличалась тем, что потребители не могли ждать несколько месяцев, а хотели получить технику сразу же. Поэтому к началу кризисного периода украинский рынок стройтехники оказался в ситуации, когда предложение в несколько раз превысило спрос.
Причем к последствиям мирового финансового кризиса добавились еще и сугубо украинские проблемы. Негативно повлияла на развитие рынка инфляция, которая возникла в результате действий правительства, а также неясность и длительные проблемы с принятием бюджета на год. Многие строительные компании, принимающие участие в государственных программах и тендерах, фактически финансировали строительные работы за свой счет. Поэтому приобретение новой техники многие попросту остановили.  Естественно, кредитные и лизинговые программы в большинстве также оказались свернутыми.
Тем не менее, даже в таких условиях рынок строительной техники в Украине развивается, правда, по особому сценарию. Так, в условиях кризиса при снижении спроса на новую технику увеличиваются объемы сервисных работ и потребление запасных частей. Причем, как отмечают сами операторы рынка, это мировая тенденция. Пользователи не покупают новые машины, а максимально нагружают уже имеющееся оборудование, акцентируют внимание на ремонте.
А значит, сегодня компаниям выгоднее делать большой упор на сервисное и гарантийное обслуживание техники, находящейся в эксплуатации у клиентов. В любом случае финансирование именно сервисных программ не будет приостановлено или сокращено.
В настоящее время стало выгодным покупать технику на вторичном рынке, так как многие компании, потерпевшие убытки, расформировывают свои парки и продают технику по «кризисным» ценам. В особенности подобная ситуация наблюдается в европейских странах. Поэтому, пользуясь ситуацией, украинские потребители могут приобрести технику в Европе с небольшим износом на выгодных условиях.
Положительным моментом является и то, что теперь проще получить технику, которая раньше была в дефиците. Решена также проблема длительности срока поставки.
В  условиях кризиса компаниям-поставщикам больше времени придется уделять новым сегментам: расширять клиентскую базу, планировать и  развивать новые направления, в том числе аренду. Организации, которые планировали покупку или обновление техники, в условиях кризиса предпочтут вложить свободные деньги в сырье и товар, а не в технику, необходимую для обеспечения товарооборота. Сложности с кредитованием на рынке также подтолкнут предприятия, которым отказали в выдаче кредита или в лизинге, к аренде.
Еще один важный момент – изменение  условий финансирования договоров. В самом начале финансового кризиса большинство банков прекратили кредитование лизинговых компаний. По  оценкам экспертов, в октябре-ноябре прошлого года было приостановлено более 70% договоров, не говоря уже о новых сделках.  Но уже сегодня многие компании рассматривают возможность предлагать более гибкие условия заключения сделок с помощью собственных внутренних финансовых ресурсов.
Как отмечают эксперты мирового рынка, официальные дилеры должны легче пережить этот кризис, чем  мелкие  фирмы (перекупщики).
Кстати, более подготовленными к кризису 2008 оказались те, кто пережил кризис 90-х. Такие компании уже более четко представляют для себя возможности выживания и более сильны психологически.  Большинство таких компаний диверсифицируют бизнес, имея возможность работать в разных направлениях.
Итак,  каким было развитие в кризисный год в разных сегментах украинского рынка спецтехники… В исследовании использована информация, предоставленная Государственным комитетом статистики Украины. Следует отметить, что данные по импорту-экспорту включают как новую, так и б/у технику. Необходимо также учитывать, что страна-импортер не обязательно является непосредственным производителем ввозимой техники.

САМОСВАЛЫ
Оценивая развитие отечественного производства самосвалов, следует отметить, что в прошлом году ХК «АвтоКрАЗ» (Кременчуг, Полтавской обл.) –  единственный в Украине производитель большегрузных автомобилей, – сократил выпуск автомобилей на 13% по сравнению с 2007 годом (до 3634 единиц).
В общем выпуске автомобилей доля самосвалов составила 45%, автомобилей общего назначения – 38%, тягачей – 10%. Наиболее популярным автомобилем у строителей и предприятий добывающей промышленности является самосвал КрАЗ-65055 «Прораб», его доля в общем выпуске самосвалов КрАЗ составляет 66%.
По данным ХК «АвтоКрАЗ», в 2008 году собрано 3254 автомобиля с двигателем, отвечающим требованиям Евро-2, а также проведены работы по адаптации на автомобили КрАЗ перспективных двигателей отечественного и зарубежного производства, отвечающих нормам Евро-3 и Евро-4.
В компании отметили, что в 2008 году «АвтоКрАЗ» сохранил позиции на внутреннем и внешних рынках, поставив в 2008 году в Украину 1097 автомобилей, в Российскую Федерацию – 1088, в Туркменистан – 163 грузовика, Азербайджан – 113, другие страны СНГ – 205 автомобилей.
Кроме того, была продолжена реализация программы укрепления позиций в странах Африки и Латинской Америки, что позволило увеличить поставки на Кубу до 192 автомобилей, поставить в Нигерию 101 автомобиль, Экваториальную Гвинею – 25, в другие страны – 46 автомобилей КрАЗ.
По данным пресс-службы, объем реализации продукции в 2008 году составил 1,024 млрд. грн. (что приблизительно соответствует уровню позапрошлого года). При этом на экспорт поставлена продукция на сумму около $132 млн.
В последние годы украинский рынок самосвалов – практически на 90% вотчина импортеров.  Основной спрос покрывают компании, предлагающие технику зарубежных производителей. Они поставляют шасси с любым видом надстроек – самосвалы, бетономешалки, краны, бетононасосы и пр.
Весь импорт, учитывая страну-изготовителя, можно разделить на три больших сегмента – техника стран СНГ, западных производителей и самосвалы азиатского региона. Львиную долю на украинском рынке – 75,3% занимают самосвалы ближайших соседей – России и Беларуси (торговые марки КАМАЗ и МАЗ). Около 13,4% рынка принадлежит технике ведущих мировых производителей – Scania, Volvo, DAF, Mercedes Benz, MAN, Renault, Iveco.
Производители самосвалов из восточного региона (а это в основном техника китайских производителей) занимают около 11,3% рынка.
Кстати, участники рынка самосвалов отмечают, что доля последних за первую половину 2008 года существенно выросла – с 2,2% в 2007 году до 11,3% в 2008 году. Свою долю китайские самосвалы отвоевывают у производителей стран СНГ: в последние три года они «отдают» в среднем около 10% рынка ежегодно. Главное конкурентное преимущество китайской техники – доступная цена. Средняя стоимость импортного самосвала азиатского происхождения, завезенного в Украину в 2008 году, – около 30 тыс. $, что превышает аналогичный самосвал производства стран СНГ в несколько раз.
А, принимая во внимание невысокую покупательскую способность многих строительных предприятий, такая техника становится для них весьма привлекательной.
Особенно активно китайские производители начали отвоевывать сегмент самосвалов полной массой от 5 до 20 т. По сравнению с позапрошлым годом, импорт таких машин из азиатского региона увеличился в 7 раз.
Машиностроителям из России и Беларуси в последние годы приходится все сложнее конкурировать с китайскими производителями, поскольку их цены на самосвалы, например, у КАМАЗа, оказываются намного выше. Это объясняется в первую очередь переходом компаний из СНГ  на качественно новый уровень техники. Так, ОАО «КАМАЗ» в последние годы активно использует при производстве своих машин комплектующие ведущих мировых брендов, что естественно, не может не сказываться на цене конечного продукта.
Медленно (немногим более 1%) растет доля на рынке западных производителей самосвалов. Семерка основных игроков в этом сегменте остается неизменной – Scania, Volvo, DAF, Mercedes Benz, MAN, Renault, Iveco. Эти компании не рассматривают в качестве конкурентов ни российскую и беларусскую, ни китайскую технику – это совершенно иная рыночная ниша, игроки которой работают в одном ценовом и правовом поле.
Как правило, производители делают технику «под заказ» – в зависимости от условий и места эксплуатации, что позволяет максимально «подогнать» требования заказчика и воплотить их в конечный продукт. Основные заказчики техники западных производителей – частные строительные компании, выступающие подрядчиками в строительном бизнесе. Как правило, в этом сегменте компании приобретают новую технику.
Если говорить о потребительском спросе, то, по оценкам операторов, активно растущим и развивающимся в первой половине прошлого года оказался сегмент больших внедорожных самосвалов. Так,  с января по сентябрь 2008 года в страну было завезено в три раза больше этих машин (110 единиц), чем за аналогичный период 2007  года (35 единиц). Такая тенденция объясняется активностью отечественных предприятий добывающей отрасли в области технического переоснащения. В последние годы, к примеру, многие карьеры по добыче нерудных материалов поменяли собственников, получили необходимые инвестиции, и начали активно обновлять парк техники.
Но вторая половина года практически нивелировала данный рост, и по итогам прошлого года данный сегмент рынка продемонстрировал некоторое снижение (338 единиц техники в 2008 году против 371 в 2007 году).
Основная тенденция на рынке – с каждым годом крупнейшие потребители крупных внедорожных самосвалов (как правило, горно-обогатительные комбинаты) отдают все больше предпочтений качественному западному производителю. Данная особенность прослеживается и в других сегментах рынка самосвалов.

ТЕХНИКА ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВКИ И ПОДАЧИ БЕТОНА
В настоящее время украинский рынок техники для производства, транспортировки, подачи и работы с бетоном изобилует предложением – на рынке представлена продукция как отечественного производства и ближайших соседей, так и техника ведущих европейских компаний-производителей, и продукция азиатских производителей.
Практически все производители утверждают, что производимая ими техника уникальна и принципиально отличается от той, что делают конкуренты. В то же время нужно отметить, что все ведущие производители такой техники в результате технического прогресса уже пришли к некоему общему знаменателю, и каких-то принципиальных конструктивных различий практически нет. Различается подход к использованию электроники (ее может больше или меньше) и компьютеризации машин. Ведущие мировые производители бетонной техники огромное внимание уделяют тому, чтобы свести к минимуму влияние человеческого фактора. При производстве бетона их заводы сконструированы таким образом, чтобы производственный процесс минимально зависел от работы оператора, управлялся автоматически.
Если говорить о ценовом диапазоне представленной на рынке техники для производства бетона, то верхнюю строчку в рейтинге занимает в основном продукция немецких производителей – Elba, Liebherr и Schwing/Stetter. Средний ценовой сегмент – это бетонные заводы из Турции, Италии, Украины. На отечественном рынке широко представлено оборудование итальянских производителей – Officine Piccini, Cifa, датских – Fibo Intercon, Skako, турецких – Meka, Elkon,  китайских – Sany .
Правда, важно заметить, что такое деление представленной продукции – весьма условно и не может опираться исключительно на ценовой фактор. Огромное значение имеет бренд производителя, его опыт работы в области изготовления техники, история эксплуатации его техники на мировом рынке.
В первой половине 2008 года спрос на бетонотехнику увеличивался, что открывало для поставщиков неплохие перспективы.  Так, за январь-сентябрь в Украину было ввезено на 35% больше автобетоносмесителей, бетононасосов, чем за такой же период позапрошлого года.
Следует отметить, что доли производителей, импортирующих свою технику в прошлом году практически сравнялись: и российские производители, и западные, и азиатские занимают с незначительной поправкой около 30% украинского рынка бетонотехники.
В настоящее время более востребована на отечественном рынке техника российских изготовителей. Под торговой маркой Tigarbo реализуется автобетоносмесительная техника ЗАО «КОМЗ Экспорт» (Каменск-Шахтинск, Ростовская обл., Россия). Базовый модельный ряд миксеров из Ростовской области благодаря большому количеству модификаций постоянно расширяется, и сегодня превысил сотню. Основные модификации связаны с применением различных автономных двигателей, гидравлических трансмиссий, водяных баков различного объема, трех типов смесительных барабанов, нескольких вариантов брызговиков, различных систем управления и вариантов систем подачи воды.
Наиболее популярны в Украине 7- и 9-кубовые миксеры Tigarbo. Комплекты технологического оборудования автобетоносмесителя в самом Каменск-Шахтинске монтируются на шасси различных марок и моделей: КАМАЗ, МАЗ, КрАЗ, МЗКТ, МАЗ-MAN, MAN, Volvo, Scania, Mercedes-Benz и др. А в кременчугском «АвтоКрАЗ» бетоносмесительные установки монтируют на более современные платформы. Наиболее оптимальным вариантом для украинских стройплощадок специалисты называют автобетоносмеситель-трехосник КрАЗ-6333Р4/АБС-9ДО. Он с легкостью по отечественным дорогам перевозит «прописанные» ему техническими условиями 9 куб. м бетонной смеси при ее объемной массе до 1,8 т/куб. м и 7 куб. м – до 2,4 т/куб. м.
Представлены на отечественном рынке и автобетоносмесители «Туймазинского завода автобетоновозов» (Республика Башкортостан, Россия). В настоящее время «ТЗА» предлагает более 10 различных моделей автобетоносмесителей полезной емкостью смесительного барабана от 5 до 10 куб. м, в первую очередь, на шасси автомобилей КАМАЗ. Однако по желанию клиента смеситель может быть установлен и на пользующиеся популярностью шасси трехосных автомобилей МАЗ, «Урал», а также ЗИЛ (4-6 куб. м).
Упомянутая в статье техника для производства, транспортировки и подачи бетона – это лишь малая часть того, что предлагает сегодня украинский рынок. Поэтому для заказчиков особенно важно не только грамотно определиться с техникой, но и правильно выбрать поставщика.
Сервис, гарантийное и постгарантийное обслуживание – это один из наиболее важных вопросов при заказе оборудования. Очень важно, чтобы фирма-поставщик могла обеспечить своевременный и, самое главное, быстрый ремонт. Даже один день простоя оборудования может приносить довольно ощутимый убыток предприятию. 

КРАНЫ
Отечественный рынок автомобильных кранов можно условно поделить на три сегмента: краны малой грузоподъемности 20-30 т, средней грузоподъемности 50-80 т и краны большой грузоподъемности – более 100 т. 
Украинский отраслевой сегмент производителей кранов достаточно низок, поэтому просто теряется в изобилии продукции европейских и азиатских производителей.
Кстати, производители азиатского региона, а это в основном, Китай, в 2008 году смогли увеличить поставки своей техники в Украину более чем в 6 раз, отвоевав при этом у российских и отечественных производителей около 10% рынка. Объясняется такой рост более выгодной для украинских заказчиков ценой кранов, которые почти в два раза ниже украинских и российских.
К слову,  в Украине наиболее широко представлены краны трех китайских производителей, предлагающих, по отзывам специалистов, довольно высокое качество оборудования и обладающих высокими техническими характеристиками (XCMG, Zoomlion, LT). Если сравнивать технику в сегменте кранов грузоподъемностью 25-30 т, то краны отечественных и российских производителей уступают китайским по вылету стрелы: 39 м (47,6 м с гуськом) – у китайских производителей против 29 м  у отечественных.
Европейские производители  в этом сегменте практически не представлены.
В докризисный период  заметно увеличивался спрос на краны грузоподъемностью от 50 до 70 т. Эти краны обладают оптимальным сочетанием вылета стрелы и грузоподъемности. В этом сегменте более активно представлены краны европейских производителей, правда, за счет продукции, бывшей в употреблении.
Из украинских производителей в этом сегменте представлен одесский крановый завод «Краян».
Отечественные краны характеризуются выносливостью и неприхотливостью в эксплуатации – сказывается европейское качество отдельных узлов. Но производство этих кранов не могло покрыть постоянно растущий спрос украинского рынка. Основная проблема, с которой сталкивался заказчик – сроки производства крана. Многие строители просто не могли позволить себе ждать технику несколько месяцев. Поэтому в 2008 году в данном сегменте преобладала продукция азиатского производства.
Сегмент кранов грузоподъемностью более 100 т представлен исключительно автокранами европейского и американского производства,  80% которых –  бывшие в употреблении краны. Специфика рынка такова, что краны грузоподъемностью более 100 т, отработавшие три-четыре года не сильно отличаются по цене от кранов, отработавших 6-7 лет. Но на покупку кранов, отработавших более 6-7 лет сложно привлечь финансирование.   Поэтому на рынке можно встретить однотипный кран одного и того же производителя, где цена трехлетнего крана будет ниже цены семилетнего.
На рынке б/у техники все зависит от среды эксплуатации крана: где и в каких условиях он эксплуатировался, насколько были рентабельны проекты для собственника, на которых работал  кран, какая схема финансирования использовалась при его эксплуатации, как срочно необходимо продать этот кран. Именно эти факторы влияют на формирование цены. Если же говорить о качестве, то специалисты заверяют, что контроль над эксплуатацией кранов в Европе, позволяет приобрети эту технику в достаточно хорошем состоянии.
На рынке башенных кранов ситуация похожая. Рынок можно условно поделить на три сегмента в зависимости от страны производителя: краны европейского производства, азиатского и отечественного производства. Рынок кранов европейского производства представлен продукцией компаний Liebherr, Potain, Wolffkran, Comansa, G.C. s.p.a., Saez, Jaso. Все эти краны имеют своего потребителя, который в первую очередь обращает внимание на имя производителя и качество производства крана.
Азиатские краны в основном представлены кранами из Китая. Это однотипные краны одной – двух моделей, которые являются аналогами европейских производителей или производятся по лицензионному соглашению.  
Основной парк отечественных кранов представлен старыми кранами серии КБ 403 и КБ 405. Новые краны встречаются довольно редко, но надо отметить опыт компании МЖК «Оболонь», которая несколько лет назад начала производить краны под собственной торговой маркой.
Главная тенденция рынка крановой техники в Украине в настоящее время (и в сегменте башенных кранов, и в сегменте автокранов) – это существенное превышение предложения над спросом. Учитывая, что многие проекты строительства остановлены до лучших времен, крановая техника тоже оказывается не задействованной. При этом рынок кранов остается одним из немногих, который активно развивает такую услугу как аренда. Причем, по мнению экспертов, в ближайший год именно предоставление кранов в аренду может стать для многих компаний хорошим подспорьем в кризисный период.

ПОГРУЗЧИКИ
Статистики об объемах производства фронтальных погрузчиков в Украине не ведется. Но отечественное производство погрузчиков есть и представлено такими предприятиями, как ЗАО «АТЕК» (Киев), ОАО «Борэкс» (пгт Бородянка, Киевская обл.), ОАО «ДонЭкс» (Донецк), ОАО «Харьковский тракторный завод им. С.Орджоникидзе».
По мнению экспертов рынка, в Украине в 2005-2007 гг. ежегодно производилось не более 150 единиц техники. Такое количество не могло удовлетворить растущий спрос, поэтому на рынке лидирует продукция зарубежного производства.
Если говорить об импорте, то последние годы демонстрировалась положительная динамика ввоза данной техники в Украину. Так, если в 2007 году, по данным Госкомстатистики Украины, в страну было завезено 1282 единиц техники, то в прошлом году эта цифра практически удвоилась – 2271 единиц.
За последние годы структура импорта по производителям существенно не изменилась как в натуральном, так и в стоимостном выражении. Но  быстрыми темпами на рынке фронтальных погрузчиков укрепляют свои позиции китайские производители – XCMG, LONGGONG, SDLG и многие другие. В частности, в 2008 году только из Китая было завезено 800 единиц техники, что практически сравнимо с объемом импорта из всех европейских стран (1167 ед.).
В числе наиболее известных погрузчиков ближайших соседей – техника «Амкодор» (Минск), «Погрузчик» (г. Орел), ЧДСМ (г. Челябинск), ПТЗ (г. Санкт-Петербург) и некоторые другие.
Компании JCB, Caterpillar, Hitachi – лидеры в своем (высоком) ценовом сегменте. Их цена значительно выше аналогов из СНГ и Китая, но это полностью оправдано  высоким качеством и надежностью, а популярность обеспечивается рейтингом  брэнда.
По наблюдениям операторов, в Украине в последние годы повышенным спросом пользуются фронтальные колесные погрузчики с объемом ковша от 1,4 до 2,2 куб. м – размерная группа белорусских и российских производителей. Но серьезную конкуренцию в последние годы им составляют китайские производители.
Присутствуют на рынке и гусеничные погрузчики, но, по словам продавцов техники, пока они мало востребованы. Для перегрузочных и строительных работ все чаще используют погрузчики с телескопической стрелой.
Анализируя географию продаж фронтальных погрузчиков, операторы рынка отмечают, что в крупных мегаполисах, где реализуются масштабные строительные проекты, преобладает импортное оборудование, причем ведущих западных производителей. В Киеве, Харькове, Донецке, Крыму его доля составляет до 70% от общего объема основных фондов. В регионах в ходу отечественная техника, погрузчики ближайших соседей – России и Беларуси, а также техника азиатского происхождения.

Категория: Рынок стройтехники

Рейтинг: 0.9

Просмотров: 6027

05.06.2009
разместить рекламу


Дресста



Аларит Пром



MEKA

Форте Груп Лтд

Корт Киев

Авиа Буд Сервис